«Деловой квартал» №22 (146) от 08.11. 2010 г.
2,5? 17? НЕ ПРОДАЕТСЯ!
Право физических и юридических лиц на приобретение в собственность земельного участка влечет обязанность органов власти этот участок предоставить. Что придумывают органы госвласти и местного самоуправления, чтобы не продать землю, а уж тем более по льготной цене.
29 октября 2010 года вступило в законную силу решение Арбитражного суда Нижегородской области о признании незаконным решения администрации Борского района Нижегородской области, выразившееся в отказе от предоставления в собственность земельного участка одному промышленному предприятию по цене 2,5% от кадастровой стоимости.
Это не первый случай, демонстрирующий нежелание органов государственной власти и местного самоуправления предоставлять по льготной цене в собственность земельные участки. Объяснение этому простое — катастрофическое ненаполнение доходной части бюджетов от продажи земли.
Напомним, правом на предоставление в собственность земельных участков по льготной цене (практически в восемь раз меньше кадастровой стоимости) обладают юридические и физические лица, приобретшие объекты недвижимого имущества в результате приватизации (из муниципальной и государственной собственности).
Как правило, органы госвласти и местного самоуправления отказывают в льготном предоставлении, используя такие основания, как:
1. На испрашиваемом участке появились новые объекты недвижимого имущества, которые не приобретались в результате приватизации.
2. Была осуществлена самовольная реконструкция хотя бы одного из объектов.
3. Собственник в результате цепочки сделок приобрел объекты недвижимого имущества, которые когда-то выбыли из государственной собственности.
Ни один из перечисленных доводов не может являться основанием для отказа в предоставлении в собственность земельных участков по цене 2,5% от кадастровой стоимости, доказательством этому является многочисленная судебная практика во всех регионах РФ.
Не менее существенным является вопрос самой кадастровой стоимости земельных участков. Кадастровая стоимость того или иного участка зависит от его целевого назначения и вида функционального использования. В Нижнем Новгороде зонирование территории только в 2010 году менялось трижды. А стоимость по видам функционального использования разнится также в десятки раз.
А теперь мы расскажем Вам о сложностях реализации законно закрепленного права на приобретение земельного участка в собственность.
Итак, согласно ст. 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, обладающие на праве собственности зданиями, строениями и сооружениями, имеют исключительное право на приобретение в собственность или в аренду земельных участков, расположенных под этими зданиями. Право на выкуп в собственность не осуществляется только если участки ограничены в обороте (земли обороны или рекреационные земли, например, а также в случаях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд).
Приведем пример: одной организации федерального уровня было отказано в приобретении в собственность земельного участка на территории города Нижнего Новгорода только по той причине, что в отношении запрашиваемого земельного участка есть решение инвестиционного совета при губернаторе Нижегородской области, которым данный земельный участок отводится для реализации другого проекта строительства…
С точки зрения права, ничего, кроме доброй улыбки, такие основания для отказа не вызывают. Почему? Решения инвестиционного совета согласно Положению об этом совете носят исключительно рекомендательный характер, и понятно, что данные решения никак не могут противостоять императивной норме Земельного кодекса. Речь в данном случае идет об освоении земельных участков в районе Нижегородского речного порта (так называемый проект «Сити-Стрелка»). В настоящее время отказ органа государственной власти в предоставлении в собственность земельного участка нами также обжалуется в Арбитражном суде Нижегородской области.
Итак, подводя итог вышесказанного, нельзя не отметить факт того, что законные права на льготный выкуп, вообще на приватизацию земельного участка, зачастую сталкиваются с противодействиями органов государственной власти и местного самоуправления без каких-либо на то правовых оснований.